Лес деревья домашнее задание логопеда. Конспект логопедического занятия "Лес. Деревья"

Домашние задания по лексическим темам [Деревья], [Посуда] для ребёнка 5-7 лет с заиканием

Дубинина Татьяна Алексеевна

Заикание – это нарушения темпо-ритмической организации речевой деятельности. Является распространённым речевым нарушением, чаще возникает у детей в период наиболее активного формирования речи (в возрасте 3-5 лет).

Заикающиеся дети дошкольного возраста получают специализированную помощь в логопедических группах детских садов, но только занятий с логопедом в детском саду недостаточно. Необходимы дополнительные занятия с родителями дома, по заданию логопеда. В последние годы заикание сочетается с общим недоразвитием речи, поэтому считаю целесообразным предлагать домашние задания в рамках определённой лексической темы.

Представленные упражнения тесно связаны с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом и т.д. Эти движения координируют речь с движением и обеспечивают благоприятную речевую динамику.

Кроме того, развивается чувство ритма и темпа, активизируются внимание и память, развивается мелкая и общая моторика, обогащается словарь, формируется лексико-грамматический строй речи.

1. Какие листья, спрятались на картинке? Назови.

2. «Деревья». Ребёнок повторяет за взрослым по одной строчке стихотворения, перекатывая пальцами по столу карандаш вперёд – назад.

Тили – тали, тили – тали,
Карандашик мы катали,
Карандашик мы катали
[И деревья] называли:
Дуб, берёза, тополь, рябина,
Ива, клён, липа, осина.

[У реки] росла осина (3 удара),
Рядом [с ней] росла рябина (4 удара),
Справа были дуб [и ель] (4 удара),
Мне [не веришь] (2 удара) –
Сам проверь (2 удара)!

4. Пальчиковая гимнастика «Я по веточкам шагаю»


5.«Что у дома, а что в лесу?» Ребёнок кладёт ведущую руку на бедро, возле колена, и делает лёгкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая союзы и предлоги (методика Л.З. Арутюнян).

[У дома] растёт клён, [а в лесу] – клёны.
[У дома] растёт берёза, [а в лесу] – берёзы.
[У дома] растёт дуб, [а в лесу] – дубы.
[У дома] растёт ёлка, [а в лесу] – ёлки.

1. «Посуда». Ребёнок повторяет за взрослым по одной строчке стихотворения, перекатывая пальцами по столу карандаш вперёд – назад.

Тили – тали, тили – тали,
Карандашик мы катали,
Карандашик мы катали
[И посуду] называли:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.

2. «Сосчитай слоги». Ребёнок повторяет за взрослым слова, сопровождая каждый слог движением: поднимается на носки и опускается на пятки.

Чай, чай-ник, чай-ни-чек.
Нож, но-жик, но-жи-чек.
Ковш, ков-шик, ков-ши-чек.
Таз, та-зик, та-зи-ки.
Ко-фе, ко-фей-ник, ко-фей-ни-чек.
Кув-шин, кув-шин-чик, кув-шин-чи-ки.

3. Считалка с мячом. Ребёнок повторяет слова за взрослым, ударяя мячом об пол на каждое слово, исключая предлоги и союзы.

Дружно [с мячиком] играем (3 удара)
[И посуду] называем (2 удара):
Чашка, блюдце, чайник, ложка (4 удара),
Сковородка, вилка, плошка (3 удара).

4. Рифмованный рассказ «Посуда». Ребёнок кладёт ведущую руку на бедро, возле колена, и делает лёгкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги и союзы (методика Л.З. Арутюнян).

Жила-была посуда:
Чайник, чашка [и блюдо],
Ножик, вилка [и ложка],
Кастрюля [и поварёшка].
Посуда дружила [с едой],
Посуда дружила [с водой]
[И с человеком] дружила –
Его она вкусно кормила!

5. «Найди пару: соедини чашку с блюдцем». Раскрась картинки


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006 – 128 с.

2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – Спб.: КАРО, 2003. – 96 с.

3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 208 с.

4. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 176 с.

5. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. – СПб.: Речь, 2005. – 275 с.

6. Смирнова Л.Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 64 с.

Домашнее задание для родителей ребёнка с заиканием [Дикие животные наших лесов]

Дубинина Татьяна Алексеевна

учитель-логопед высшей категории МОУ Форносовская

1. «Дикие животные». Ребёнок повторяет за взрослым по одной строчке стихотворения, координируя речь с движениями.


2. «Какой? Какая?» Ребёнок перечисляет признаки животного, «кусая» пальчики прищепкой:
Волк – злой, серый, голодный, зубастый, хищный.
Заяц – косой, трусливый, быстроногий, маленький, длинноухий.
Медведь – большой, бурый, неуклюжий, косолапый, дикий.
Лиса – рыжая, хитрая, ловкая, хищная, коварная.

3. «Кто где живёт?» Ребёнок кладёт ведущую руку на бедро, возле колена, и делает лёгкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая союзы и предлоги.

Медведь [с медвежатами] живёт [в берлоге].
Волк [с волчатами] живёт [в логове].
Лиса [с лисятами] живёт [в норе].
Белка [с бельчатами] живёт [в дупле].
Ёж [с ежатами] живёт [в норке].

4. «Обведи по контуру». Ребёнок обводит пальчиком по контуру часть тела животного и называет её.
Медвежья морда, медвежье туловище, медвежий хвост, медвежьи лапы, медвежьи уши. Волчья морда, волчье туловище, волчий хвост, волчьи лапы, волчьи уши. Лисья морда, лисье туловище, лисий хвост, лисьи лапы, лисьи уши. Заячья морда, заячье туловище, заячий хвост, заячьи лапы, заячьи уши. Беличья морда, беличье туловище, беличий хвост, беличьи лапы, беличьи уши.


5. «Какие животные спрятались на картинке?»


6. «Помоги зайчихе добраться до зайчат, закрась дорожку»


Список литературы:

1. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006 – 128 с.

2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – Спб.: КАРО, 2003. – 96 с.

3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 208 с.

4. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. – СПб.: Речь, 2005. – 275 с.

5. Смирнова Л.Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 64 с.

Домашнее задание по теме «ДЕРЕВЬЯ. ЛЕС»

Калаева Наталья Владимировна

    Рассмотрите с ребенком ДЕРЕВО на прогулке. Назовите его части: корни, ствол, ветки, листья. Уточните цвет листьев осенью. Напомните ребенку, что больше всего деревьев растет в лесу.

Раскрась и назови:

    Сравните стволы деревьев по толщине: тонкий - толстый ствол

    Обобщите: Береза, клен, дуб, елка - это деревья

Рассмотрите листочки березы, дуба, клена. Сравните их по величине, форме, цвету.

Соберите букеты из осенних листьев:

    Предложите дома рассортировать листья по цвету, величине или по названию:

    4. Мимическое упражнение

«Красивый лес»* Покажите, как вы удивлены, увидев много красивых и высоких деревьев.

«Серый волк»* Покажите, как вы испугались, услышав, как воет волк.

5. Дыхательное упражнение «Сдуй листочек с ладошки»* Ребенку предлагается листочек из бумаги. Положив его на ладошку, попытаться сдуть его не надувая щеки.

6. Артикуляционная гимнастика:

Побывали мы в лесу,

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная,

Вот такая... (Дудочка)

Видели, за елкой,

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи. (Заборчик)

А потом зубами щелк,

Чтобы знали кто здесь волк. (Постучать зубками)

Игровое упражнение «Жуем кору» Давайте превратимся в маленьких зайчат, которые жуют кору дерева. (Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц)

«Листочек» - (блинчик)

«Ствол» - (иголочка)

«Орешек» - (язык за щекой)

«Дупло» - (окошечко)

7. Пальчиковая гимнастика «Листочки»1,2,3,4,5-

Будем листья собирать.

Листик березы, дуба, рябины,

Клена и ели в букетик сложили.

Поочередно сгибают пальцы

Сжимают-разжимают кулачки

Поочередно сгибают пальцы

Соединяют раскрытые ладошки

8. Речевая игра «Сколько?»

Сколько листочков? (Один листочек, два листочка, много листочков.)


Сколько веток? (Одна ветка, две ветки, много веток.)

Сколько деревьев? (Одно дерево, два дерева, много деревьев)



9. Игра «Найди и назови ласково» (соедини дорожкой)

Дерево-деревце, ветка-веточка,

береза- березка, лист-листик, дуб-дубок, ель-елочка

Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи

На тему: Деревья. Лес.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях.

Образовательные :познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина; обогащение словаря по теме: «Лес. Деревья»; образование прилагательных от существительных.

Коррекционные : развитие общей и мелкой моторики, слухового восприятия, выработка устойчивой воздушной струи.

Воспитательные : воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование : предметные картинки по теме: «Деревья. Лес», сенсорная дорожка, программный комплекс «Игры для Тигры», песочный стол.

Ход занятия

I.Организационный момент.

1.Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».

Дети входят в сенсорную комнату и встают в круг .

Бегали, ходили,

Озорными были,

А как встали в кружок,

Поздоровайся, дружок!

Дети садятся на пуфики.

2.Беседа.

Здравствуйте ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок- хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»

II.Основная часть

3. Введение в тему.

Правильно ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес- это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Сегодня мы с вами поговорим о лесе. И тема нашего занятия «Лес».

4.Отгадай загадки.

Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.(береза )

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.

(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)

5.Опиши дерево.

Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.

Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.

Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.

Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.

Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

6. Сенсорная дорожка.

Ребята, вам нравится гулять в лесу? (ответы детей)

А теперь давайте представим, что мы прогуляемся с вами по лесным дорожкам.(Дети ходят по сенсорной дорожке под музыку и проговаривают стихотворение)

Друг за другом мы идем

И ничуть не устаем.

Поднимаем ножки

На лесной дорожке.

Левой раз, правой раз,

Посмотрите вы на нас.

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости пригласили.

7. Слуховая гимнастика.

Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.

Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.

Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)

8. Дыхательная гимнастика (игры для Тигры)

Давайте по очередиподуем на одуванчик.

Дети дуют на одуванчик.

9. Артикуляционная гимнастика

10.Игра «С какой ветки детки».

Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упаллисточек, и назовите его.

Лист с березы (какой?)… березовый

Лист с дуба (какой?) …дубовый

Лист с рябины (какой?)…рябиновый

Лист с клена (какой?)…кленовый

(на доске висят картинки деревьев, дети поднимают с пола листок и находят, с какого дерева он упал)

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

11.Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик - по дорожке. сжимают и разжимают кулаки

Этот пальчик - по тропинке,

Этот пальчик - за грибами.

Этот пальчик - за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Птицы с шумом улетели, встряхивают кистями

С ним играть не захотели. сжимают и разжимают кулаки

12. Рисование на песке.

Давайте нарисуем на песке листочки, которые вы нашли, но сначала вспомним правила рисования на песке.

Дети вспоминают правила и рисуют на песке листочки.

13. Правила поведения в лесу . А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

1.Не разоряйте птичьигнезда.

2.Нешумите в лесу.

3.Не разжигайте костры в лесу.

4.Не оставляйте мусор в лесу.

Запомнили как нужно себя вести в лесу.

III. Итоги занятия

Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)

Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.

Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.

Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед

Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.

Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, Лесовичок может быть спокоен, вы будем к лесу относиться бережно. А чтобы вы не забыли правила поведения в лесу, вот вам дом. задание. Вам надо раскрасть рисунок.

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, о деревьях, разучивание упражнения «Клен».

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Ежик!

Логопед: давайте поприветствуем ежика.

Это что же за комочек (сжимать кулаки)

Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами)

На себе несёт комочек

(сжимать кулаки)

Два листочка и грибочек.(

разжимать пальцы в стороны)

Логопед: И ежик принес на своих иголках намек на то, о чем мы сегодня будем говорить.

Давайте попробуем угадать?

Дети: вспоминают, что принес ежик, логопед подводит к теме «Деревья осенью».

Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью. (Ответы детей. Например, листья желтеют, опадают, появляются плоды – перечисляем, какие. Логопед добивается полного ответа).

Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.

Логопед: А сейчас давайте покажем ежику, что мы умеем с помощью язычка показывать истории (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика».)

Наступила осень, тучки все чаще закрывают солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). Из этих тучек поливает дождь (цокать языком). Ежик выглянул в окошко (тянем язычок), потеплее оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка ежика на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался (заборчик). Скоро тучек стало еще больше, и они вот-вот совсем спрячут солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Ежик поспешил домой.

Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (логопед кидает мяч, ребенок, поймавший его, называет дерево). А теперь назовите части дерева (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина)

Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка)

Дерево стоит, пошатываясь на ветру, вдруг налетел сильный ветер и сорвал листочки. Листочки медленно опускаются на землю. А дерево снова раскачивается, дышит свежим осенним воздухом. Но нут пошел дождь (похлопывания по себе), дождь становился все сильнее и сильнее… а потом затих. Тучки расступились и дерево снова стоит, раскачиваясь на ветру.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Назови дерево ласково, а потом со словом «много». (с мячом)

Дуб – дубок, много дубов – много дубочков

Береза - ………………………………………..

Рябина - ………………………………………

Осина - ………………………………………

Сосна - ………………………………………

Ель - …………………………………………

Клен - ……………………………………….

Пень - ………………………………………..

Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии. Вы знаете, что это такое? (добавь нужное слово)

Упал с дуба лист….(дубовый)

Упал с клена лист….(кленовый)

Упал с березы лист…(березовый)

Молодцы, прекрасный получился гербарий!

Логопед: Ребята, вы мне рассказывали, что к огда наступает осень, вся природа меняется, давайте с вами ощутим эти изменения

(Проводится массаж лица.)

Солнышко светит все меньше - поглаживаем лицо.

Часто льет холодный дождь. - постукивание подушечками пальцев

Ветер пронизывает насквозь. - пощипывание

И мы радуемся каждому лучику солнца. - снова поглаживание

Логопед: Еж живет в лесу, а осенью с деревьев падает много листьев, и поэтому у него их много. И ему очень хочется похвастаться. (Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)

Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист,кленовый лист, еловая шишка)».

Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки)».

Логопед: А теперь давайте скажем, что делает ежик. Он устал и сел … (согласование с предлогами)

Он сидит … на пне (слез с пня, спрятался за пень, вышел из-за пня и т.д.)

Логопед: И вот сидел он на пне, сидел и придумал интересную историю. Хотите послушать?

(логопед обращает внимание детей на су-джок) Давайте возьмем наши маленькие ежики и будем участвовать в истории.

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке!

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю, а давайте покажем ежику, как мы умеем составлять рассказ по схеме?

Дети: Да.

Логопед: Давайте приготовимся, выпрямим спину, сядем красиво.

Дети составляют рассказ по схеме.

http://logoped-anna.blogspot.ru/2012/11/blog-post_7607.html

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком!

Вы молодцы, отлично поработали.

Нравится 3 Плохо 0

РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.



Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.
Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на - рябине;
яблоки растут на - яблоне;
серёжки растут на - березе, ольхе;
круглая шишка на - сосне;
длинная шишка на - ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель - ёлочка.
Сосна - сосенка.
Береза - березка.
Иголка - иголочка.
Ветка - веточка.
Шишка - шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

"ОСЕНЬ"