Домра: устройство, изготовление, разнообразие видов. Из истории музыкальных инструментов: домра Строй домры пикколо

Домра

Древнерусский струнный музыкальный инструмент. Точного описания и изображения его не сохранилось; в книге немецкого путешественника А. Олеария "Описание путешествия в Московию...", 1-я половина XVII в., изображены 2 музыканта, один из которых играет на инструменте с большим корпусом полусферической формы (есть основание считать этот инструмент домрой). Домра была преимущественно инструментом профессиональных музыкантов-скоморохов. Наибольшее распространение имела в XVI-XVII вв. В ансамблях, помимо обычной, применялась и "басистая" (басовая) домра.

В 1895 г. участник оркестра В.В.Андреева - А.С.Мартынов вывез из Вятской губернии 3-струнный инструмент, представлявший собой одну из разновидностей балалайки, но принятый за домру. На основе этого инструмента Андреев, совместно с С.И.Налимовым, в 1896-1900 гг. создал семейство реконструированных домр квартового строя (т.н. "разлад") - пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас. Позднее, выяснив ошибку, Андреев, считавший, что балалайка произошла от домры, нашел эту ее разновидность более близкой к старинной домре (XVI-XVII вв.).

В 1908-1917 гг. Г.П.Любимов вместе с С.Ф.Буровым сконструировал семейство 4-струнных домр квинтового строя от пикколо до контрабаса, положивших начало домровому оркестру. Однако в силу своего тембрового однообразия подобные оркестры не получили распространения.

Настройка и диапазон оркестровой домры:

1. Пикколо
1-я струна си 1 октавы Диапазон: от си 1-й октавы до ми 4-й октавы.
2-я ми 2 октавы
3-я ля 2 октавы

2. Прима
1-я струна ми 1-й октавы Диапазон: от ми 1-й октавы до ре 4-й октавы.
2-я ля 1-й октавы
3-я ре 2-й октавы

3. Секунда
1-я струна си малой октавы Диапазон: от си малой октавы до фа 3-й октавы.
2-я ми 1-й октавы
3-я ля 1-й октавы

4. Альт
1-я струна ми малой октавы Диапазон: от ми малой октавы до ля 2-й октавы.
2-я ля малой октавы
3-я ре 1-й октавы

5. Тенор
1-я струна си большой октавы Диапазон: от си большой октавы до соль 1-й октавы.
2-я ми малой октавы
3-я ля малой октавы

6. Бас
1-я струна ми большой октавы Диапазон: от ми большой октавы до соль 1-й октавы.
2-я ля большой октавы
3-я ре малой октавы

7. Контрабас
1-я струна ми контроктавы Диапазон: от ми контроктавы до соль малой октавы.
2-я ля контроктавы
3-я ре большой октавы

Название инструмента

«Домра» - слово, заимствованное из тюркского: ср. тат. dumbra «балалайка», крым.-тат. dambura «гитара», тур. tambura «гитара», казах. dombıra , калм. dombr̥ . Сюда же домраче́й (домраче́я ) - музыкант, играющий на домре, из тюрк. *domračy; ср. казначе́й, казна́ .

Домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями , волынками , зурнами , бубнами .

Поговорки «рад скомрах о своих домрах»; «любить - игра, купить - домра»; «у Ерёмы гусли, у Фомы домра»… дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последний слог: домра́.

История

Наибольшее распространение домра получила в XVI-XVII веках у скоморохов , как сольный и ансамблевый инструмент.

В Польше сохранилось издание Библии перевода Семёна Будного (Несвижская, 1571 −72 гг., так называемая, «арианская»), в котором используется название инструмента «домры», как перевод слова «органум», то есть «инструмент», чтобы подчеркнуть всеобъемлющее прославление народом Бога в Псалмах Царя Давида («Хвалите Господа на домрах»). В то время домра была распространена в Великом княжестве Литовском (современные Украина, Литва, Белоруссия и Западная часть России где официальным языком был западнорусский общий книжный язык для украинского и белорусского языков того времени), и поляками воспринималась как народный (неблагородный, хотя звучал при дворе Великих князей Радзивиллов). Также считается «казацким» инструментом, как и украинский торбан .

В средневековом Московском Государстве домра была инструментом народных музыкантов и актёров -скоморохов . Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Вместе с исчезновением скоморохов исчезла и домра . Причины исчезновения домры не совсем понятны. Другим инструментом скоморохов были гусли , которые никуда не исчезли. Достаточно часто в исчезновении домры обвиняют наличие царских указов XVII века, в частности Царскую грамоту 1648 года ; но сами указы не были направлены против инструмента - домры (в грамоте названа «момра»), а были направлены против исправления нравов и уничтожении суеверий, в число которых входило скоморошество с их языческими и кощунственными элементами, по мнению властей; кроме того, царские указы действовали только на территории Русского царства и не имели никакой силы на огромных территориях, таких как Левобережная Украина , и Правобережная Украина . Если Левобережная Украина вошла в состав Русского царства согласно Андрусовскому перемирию в 1667 году, то Правобережная Украина осталась в XVII веке в составе Речи Посполитой .

В XIX веке никто не знал о существовании музыкального инструмента домра. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С. И. Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, этот реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй - так выглядела реконструкция.

Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В. Андреева, пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра - пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.

Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижёра Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырёхструнная домра, с квинтовым строем, и называлась она домрой прима. «Прима» получила скрипичный диапазон, имела свой глубокий колористический тембр. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.

Сейчас инструмент пользуется популярностью в России, Украине и Белоруссии и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, скрипичных произведений.

Конструкция

Домры и другие щипковые инструменты высокого качества изготавливаются из следующих пород древесины :

  • Клён белый (явор) и остролистный , волнистая берёза - кузов инструмента.
  • Клён (специальный) - подставка.
  • Ель , пихта резонансная (прямослойная, хорошо высушенная) - дека.
  • Очень твёрдые породы - гриф .
  • Чёрное дерево - накладка грифа, верхний и нижний порожки.
  • Твёрдые породы - навесной панцирь домр малых и балалаек прима.

Наилучшие образцы трёхструнных домр изготавливаются по моделям Семёна Ивановича Налимова (1857-1916) .

Наилучшие образцы четырёхструнных домр готовились по моделям Семёна Ивановича Сотского, инструменты которого, в частности 4х струнные домры всех видов (Прима, Тенор, Альт) активно использовались в русских народных оркестрах Центрального Главпочтамта города Москвы и московского Дома культуры железнодорожников (примерно с 1938 г).

Домра, как и многие другие струнные инструменты, состоит из двух основных частей: полусферического корпуса и грифа .

Основными частями корпуса являются кузов и дека . Кузов формируется путём склеивания семи (реже - девяти) полос дерева - клёпок. Дека закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой . На корпусе находятся кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. По центру деки, ближе к грифу, находятся семь круглых резонаторных отверстий (одно большое и шесть маленьких вокруг). Как правило, их называют «резонаторным отверстием» (ед. ч. для удобства речи), «голосником» или «розеткой». Над декой, около накладки грифа, имеется навесной панцирь, защищающий деку от повреждений при игре. Для удобства игры и защиты деки в месте соприкосновения предплечья правой руки с корпусом может быть прикреплён подлокотник.

Между резонаторным отверстием и нижним порожком расположена подставка. Она поддерживает струны и передаёт их колебания корпусу.

Гриф вставлен в корпус и закреплён в нём. Сверху на гриф наклеена накладка , в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплён верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами . Порядковый счёт их начинается от верхнего порожка. На домре малой 19-26 ладов, на остальных трёхструнных - около 19 . На домре приме 24-30 ладов, на остальных четырёхструнных - около 19. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте.

Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки. Для игры используются стальные струны, а также синтетические.

Медиатор

Наилучшим материалом для изготовления медиатора является капролон. Форма медиатора овальной формы. Размер зависит от размеров инструмента, и примерно составляет 2-2,5 см длиной и 1,4 см шириной. Толщина медиатора постепенно уменьшается, начиная с 1,5 мм в части, соприкасающейся со струной (нижней части), до 0,5 мм в части, удерживаемой пальцами (верхней части). Правый нижний край медиатора (примерно 1/4 периметра) стачивается под углом для образования фаски , которая затем шлифуется до «зеркального блеска». Медиатор переворачивается и аналогичным образом на нём делается вторая фаска .

В настоящее время широко используются медиаторы из полимерных материалов: капролона , этрола черепахового, капрона мягкого. Для получения приглушённого звука на домрах альт и бас используется медиатор из натуральной кожи .

Строй

Трёхструнная домра

Звучание открытых струн трёхструнной домры образует её квартовый строй . Последовательность тонов для домры малой, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ре (второй октавы); Ля , Ми (первой октавы) .

Все последующие струны настраивают путём образования интервалов между двумя соседними открытыми струнами: чистой кварты для трёхструнной домры и чистой квинты для четырёхструнной домры (домру контрабас настраивают по квартам).

В чистой кварте содержится V полутонов (в квинте - VII), поэтому 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают 1-ю струну в унисон со 2-й, после этого между ними открытыми образуется чистая кварта. Третью (и четвёртую) струну настраивают аналогичным образом, зажимая её на V (VII) ладу и сравнивая её звучание с открытой настроенной струной.

Разновидности

Трёх и четырёхструнные домры вместе с балалайками образуют балалаечно-домровый оркестр. Четырёхструнные домры могут составлять чисто домровый оркестр . Домра прима (малая) является ведущим в оркестре и солирующим инструментом. В настоящее время практически не используются трёхструнные домры меццо-сопрано, тенор и контрабас .

Домры пикколо звучат на октаву выше написанного на нотном стане . Тенор, контрабас, и альт звучат на октаву ниже написанного .

Четырёхструнные домры, по сравнению с трёхструнными, обладают бо́льшим диапазоном звуков почти на целую октаву . Строй четырёхструнных домр аналогичен строю соответствующих скрипичных инструментов: домра прима - скрипке , альт - альту , бас - виолончели , контрабас - контрабасу .

Вид 3-струнные 4-струнные
Строй Нотация Строй Нотация
Пикколо a 2 , e 2 , h 1
a 2 , d 2 , g 1 , c 1
Малая / Прима d 2 , a 1 , e 1
e 2 , a 1 , d 1 , g
Меццо-сопрано a 1 , e 1 , h
- -
Альт d 1 , a, e
a 1 , d 1 , g, c
Тенор a, e, H
e 1 , a, d, G
Бас d, A, E
a, d, G, C
Контрабас D, A 1 , E 1

Композиторы

  • Будашкин, Николай Павлович (1910-1988) - Концерт для домры с русским народным оркестром g-moll (1945).
  • Волков, Кирилл Евгеньевич - Концерт для домры.
  • Зарицкий, Юрий Маркович - Концерт для домры.
  • Кравченко, Борис Петрович - Концерт для домры.
  • Пожидаев, Владимир Анатольевич - Концертная симфония для домры и оркестра русских народных инструментов в трёх частях.
  • Шишаков, Юрий Николаевич - Русская рапсодия, Второй концерт.

Радиопередачи

  • Ленинградское отделение КПП Музфонда СССР: Домра (1979). В передаче принимает участие Шитенков Иван Иванович (1921-1997) - профессор, один из основателей отделения народных инструментов, организатор класса домры в Ленинградской государственной консерватории .

См. также

В родственных проектах

И спокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Самые разнообразные музыкальные инструменты создавались и совершенствовались из поколения в поколение, чтобы лучше выражать мироощущение народа, его эстетические и этические представления.

Отношение духовенства к русским инструментам было двойственным и во многом определялось их социальной ролью. Народные инструменты блюстителями православия именовались не иначе как “гудебные бесовские сосуды”, орудия “песен сатанинских”, “богомерзких игр” и т.п. лишь в руках бродячих скоморохов, совершавших языческие обряды.

Однако в руках самих блюстителей православия народные инструменты могли стать средством “воспевания божественной мудрости и вознесения молитвы к небесам”.

И не случайно первое дошедшее до нас упоминание о домре на Руси мы находим в “Поучениях митрополита Даниила”. Митрополит констатирует, что на ней, в числе других русских инструментов, музицируют сами служители православия. Даже “пресвитери, и диакони, и иподиакони... играют в гусли, в домры, в смыки”.

Само название “домра” получило известность лишь в XVI столетии, однако первые сведения о щипковых с грифом (“танбуровидных”) инструментах на Руси относятся уже к X веку. “Танбур” в числе русских музыкальных инструментов описан арабским путешественником X века Ибн Даста, посетившим Киев (Куяб) между 903 и 912 годами. Примечательное наблюдение принадлежит Ахмеду ибн Фадлану, секретарю посольства багдадского халифа, оставившему интересное и детальное описание своего путешествия по Волге. Оказавшись очевидцем погребального обряда у “русов” в 921 году, он отметил, что умершему ставили в могилу, наряду с пищей и питьем, также и “тунбур”.

Таким образом, первые сведения о подобных инструментах у славянских племен относятся к периоду, предшествовавшему расцвету Киевской Руси. Это в корне противоречит суждениям некоторых ученых о домре, как инструменте, тип которого будто бы был заимствован у восточных народов лишь в XIII-XIV веках, во время татаро-монгольского нашествия.

Древнерусская домра являлась инструментом, предназначенным, в первую очередь, для коллективного музицирования, и существовала в различных тесситурных разновидностях.

Русские народные музыкальные инструменты не могли развиваться изолированно от инструментов других народов, живущих по соседству. Действительно, у многих восточных народов, которые входили в состав Российской империи, нетрудно обнаружить целый ряд инструментов, чрезвычайно схожих с домрой. Это домбра у казахов, домр – у калмыков, думбыра – у башкир, танбур – у узбеков, думбра – у киргизов и т.д. Связь, например, русской домры и казахской домбры не случайно проявляется даже в названии; они настолько родственны, что нередко и сегодня многие музыканты путают термины “домра” и “домбра”!

В 1648 году последовал “высочайший” указ царя Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожении суеверий”. Этот беспрецедентный по своей жестокости документ был направлен на полное истребление скоморошества. Царский указ был разослан воеводам всех русских городов. Предписания Алексея Михайловича старательно осуществлялись на практике. Русские народные инструменты безжалостно уничтожались. Широко известный факт: по велению патриарха Никона пять доверху груженых телег с музыкальными инструментами были вывезены на Москву-реку и там публично сожжены.

С искоренением бродячего скоморошества изменяется инструментарий и в народном быту. К концу XVII столетия домра полностью выходит из употребления, фактически исчезает даже упоминание о ней. Исчезает профессиональное исполнительство музыкантов-домрачеев, прекращается производство домр. Однако народу по-прежнему нужен был струнный щипковый инструмент, подобный домре, и, главное, максимально простой в изготовлении. Именно так, изготовляемый кустарным способом, и возник новый вариант домры – балалайка.

Домра же была возрождена в 1896 году. Образцом для ее возрождения послужил инструмент, найденный в Вятской губернии. Подробности этой находки описаны участником Андреевского оркестра С. А. Мартыновым в письме от 15 мая 1914 год.

На основе инструмента, найденного в Вятской губернии, по чертежам В. Андреева, основателя первого русского оркестра, и при участии Николая Петровича Фомина к концу 1896 года музыкальным мастером Семеном Ивановичем Налимовым была изготовлена первая возрожденная домра. Назвали ее домрой малой. Раскладка ладов на гриф была дана Фоминым, конструктивное же решение в целом принадлежало Налимову.

Вслед за домрой малой Налимов сделал домру-альт со строем на октаву ниже, а затем и домру-бас – на две октавы ниже малой домры. Внешне оба инструмента мало чем отличались от домры малой, но были, соответственно, большего размера. В дальнейшем инструменты домровой группы изменились.

Все разновидности домры имели единый квартовый строй. Диапазон домры малой составлял чуть больше двух октав от ми первой октавы до фа третьей. Спустя двенадцать лет московский музыкант Григорий Павлович Любимов расширил возможности андреевской домры за счет увеличения диапазона, изменения квартового строя на квинтовый, увеличения кузова и добавления струны. Сегодня диапазон современной трехструнной домры увеличен еще на одну октаву от ми первой до фа четвертой, что значительно расширило возможности исполнителей.

Заняв важное место в составе русского народного оркестра, домра долгое время представлялась инструментом, предназначенным исключительно для оркестрового исполнительства. Лишь спустя несколько лет при Великорусском оркестре начал функционировать квартет домр.

Первым профессиональным домристом был П. П. Каркин. Именно ему обязаны разработкой основных приемов звукоизвлечения. Каркиным в начале века осуществлены первые издания для домры. Это были в основном переложения произведений зарубежных исполнителей. В 1909 году состоялось первое сольное выступление домриста.

В 1926 году на рабфаке Московской консерватории, наряду с классами других народных инструментов, был открыт класс домры, а в конце 20-х годов класс трехструнной домры открылся и в Музыкальном училище им. Октябрьской революции, которое стало готовить специалистов для профессиональных оркестров русских народных инструментов.

В 30-е годы классы домры открыты в некоторых консерваториях Украины, в музыкальных техникумах, в детских и вечерних музыкальных школах большинства областных центров страны. Если в 20-х годах домра была в основном ориентирована на рабочий класс, то уже к концу 30-х именно классическая музыка поставила домру (пока только четырехструнную) в ряд современных сольных инструментов и выдвинула ее на концертную эстраду.

Основные приемы виртуозной техники, нашедшие применение в исполнительской практике на классических струнных инструментах, – быстрые и трудные пассажи, флажолеты, сложные ритмические фигуры, разнообразие штрихов и приемов, игра двойными и тройными нотами – все это блестяще продемонстрировали исполнители на русских инструментах.

Возможности солирующей домры по-настоящему открылись в середине 40-х годов, когда для нее были созданы оригинальные сочинения. И первым из них по праву следует назвать “Концерт для трехструнной домры с оркестром” Николая Павловича Будашкина, написанный и впервые исполненный в 1945 году. Можно смело сказать, что с этого произведения начинается новый период в истории домрового исполнительства, поскольку концерт послужил началом создания оригинальной литературы.

В 1951 году Ю. Шишаков написал одночастный “Концерт № 1 для трехструнной домры с русским народным оркестром”, ставший новым этапом в раскрытии ее художественных возможностей. В начале 60-х годов домровая литература пополнилась концертом Б. Кравченко, а также чуть ранее написанным концертом Ю. Зарицкого. В конце 50-х и начале 60-х появляется еще ряд превосходных исполнителей-домристов (В. Никулин, Ф. Коровай, М. Васильев).

Теперь исполнители на домре выходят на сцены крупных филармонических залов с сольными концертами в одном или двух отделениях. Первым, кому Министерство культуры СССР предоставило официальное право на сольные филармонические концерты в двух отделениях, стал в 1990-е годы Рудольф Васильевич Белов. Он, как и другие лучшие исполнители-домристы, лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов В. Яковлев, В. Никулин, В. Красноярцев, а несколько позднее – Т. Вольская, В. Круглов, А. Цыганков, С. Лукин, Б. Михеев, В. Ивко, возвели солирующую домру в ранг полноправных академических инструментов. В домровом репертуаре художественно полноценными оказались, например, транскрипции сонат для скрипки и чембало, скрипичных концертов И.С. Баха, вальса-скерцо П.И. Чайковского, фантазий Г. Венявского, образцов флейтовой музыки – скерцо из Сюиты h-moll И.С. Баха, сонаты Ф. Пуленка, вокализа М.И. Глинки или “Сапатеадо” П. Сарасате.

Широкое общественное признание с 70-х годов получает творчество Александра Андреевича Цыганкова. Благодаря его самобытной игре авторитет трехструнной домры стал еще выше в глазах музыкальной общественности и самых разнообразных аудиторий слушателей. Именно ему удалось в транскрипциях и в собственных пьесах, концертных обработках и фантазиях на темы народных песен привнести в домровое исполнительство целый ряд новых приемов игры, таких, как двойные флажолеты, сочетание флажолетов с pizzicato правой и левой рукой и т.д.

Доцент кафедры народных инструментов РАМ им. Гнесиных Наталья Иосифовна Липс: – Домра – достаточно эклектичный инструмент, на ней хорошо могут прозвучать и клавирные сонаты А. Скарлатти, и скрипичные романтические сочинения П. Сарасате, К. Сен-Санса, Г. Венявского и многих других авторов. Прекрасно звучат обработки мелодий народов мира – это и русские, кубинские, цыганские и сербские мелодии. На домре играют транскрипции Д. Гершвина, А. Пьяццоллы, джазовые композиции, сочинения этнического характера. Но, конечно, только оригинальный репертуар может способствовать развитию домры, двигать ее вперед. Мы должны привлекать композиторов к созданию нового репертуара, найти такого автора, который бы слышал домру и писал для нее. Поэтому и своим студентам я говорю: “Ищите своего композитора, ходите на экзамены студентов-композиторов”. Сейчас на домре играют сочинения А. Цыганкова, Ю. Семашко, В. Пожидаева, Е. Подгайца, Н. Хондо и многих других авторов – это новые оригинальные сочинения для нашего инструмента. Также в репертуаре домристов огромный корпус транскрипций сочинений для скрипки, флейты, кларнета, фортепиано – это финал концерта для скрипки Д.Д. Шостаковича, сонаты С.C. Прокофьева, концерты и сонаты Н. Паганини, сочинения С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, транскрипции современных сочинений А. Розенблата, Е. Подгайца. Список можно продолжать и продолжать. Сейчас композиторы обратили внимание на инструмент, отметили, что домра может очень интересно прозвучать в ансамбле. Сочетания могут быть самыми различными. Домра хорошо звучит в ансамбле с флейтой, клавесином, гитарой, фортепиано, а также со своими однородными разновидностями. Очень редко крупные композиторы, работающие в других жанрах, обращаются к домре. Мне очень приятно, что три цикла по 5 пьес по мотивам татарского фольклора Софии Губайдулиной были исполнены впервые в моем классе. Одна из моих студенток впоследствии сыграла все три цикла на фестивале современной музыки в Швейцарии и получила высокую оценку присутствовавшего в зале автора.

Таким образом, начиная с середины 40-х годов прошлого столетия, домра предстала как инструмент профессионально-академического плана. Сегодня исполнители на домре готовы представлять сольные программы в двух отделениях, включающие произведения различных жанров и направлений, поражая слушателей глубоким чувством стиля, виртуозностью исполнения, теплотой и благородством звучания. За последние годы уровень исполнения значительно возрос. Домру можно услышать во многих крупных концертных залах в России и за рубежом. Домристы выступают в сопровождении русских народных и симфонических оркестров. Ежегодно проводится множество конкурсов среди исполнителей на народных инструментах, как детских, так и профессиональных, выявляя целый ряд талантливых музыкантов. Все это позволяет широко пропагандировать современное исполнительство на домре не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Солистка Национального
академического оркестра народных
инструментов России им. Н.П. Осипова
Анастасия Щеглина

Домра – старинный русский музыкальный инструмент, пик популярности которого пришёлся на XVI век. Этот маленький по величине, с ярким звуком и богатыми художественными и техническими возможностями инструмент, особенно был по душе скоморохам, благодаря которым, домра и попала в гущу народной жизни.

В старину на Руси было отлично налажено цеховое производство домр. Продавались они на всех базарах и ярмарках. В Москве, например, существовал целый «домерный ряд», где закупали инструменты для царского двора. Имелась в столице и «Потешная палата», где музыкальные развлечения московских государей обслуживались специальным штатом людей – скоморохов, певцов, танцоров, исполнителей на различных инструментах. Сюда набирали талантливых музыкантов, композиторов из среды скоморохов и мастеров, изготовляющих инструменты. Здесь-то и появились новые виды домры – домришка, домра, домра басистая.

Стоит отметить, что Иван Грозный очень любил игру «домрачеев» и «гусельников». По свидетельству ряда источников, он с упоением слушал выступления этих людей и даже плясал под их музыку. Однако XVII век преподнёс домрачеям и скоморохам неприятный сюрприз: к власти в Русском государстве пришли ставленники Ватикана – Романовы, для которых русские традиции во многом были чужды. И если Михаил Фёдорович, первый из Романовых, был занят разбором последствий Смутного времени и до музыкальных дел у него просто не дошли руки, то уже у Алексея Михайловича, и ситуация, и руки сделали своё чёрное дело в истории домры.

Под давлением церковных иерархов царь начал пресекать игру на народных инструментах: сперва стали штрафовать играющих, потом «бить батоги». Но всё это только сузило масштаб народных празднеств, а не искоренило их. Только когда в окружении царя появился патриарх Никон, за домрачеев взялись серьёзно. В 1647-49 гг. Алексей Михайлович издал серию специальных актов, направленных на искоренение «язычества» и поднятие авторитета чуждой русскому народу РПЦ. В 1648 г он издал указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий», в котором предписывалось: если где появятся домры и другие «бесовские» инструменты, их изымать и жечь, а их обладателей арестовывать, бить, ссылать. Ослушавшихся воевод ожидала «великая опала». Примером столь суровой борьбы со скоморошеством служит всем известный прецедент, когда по велению патриарха Никона пять доверху гружёных телег с музыкальными инструментами были вывезены за Москву-реку и там публично сожжены.

Старательное исполнение царского указа, отравленного во все концы Земли Русской, привело к тому, что голос домры умолк на два столетия. Возродил же домру Василий Васильевич Андреев, по образцу струнного музыкального инструмента с овальным корпусом, найденного в 1896 году в Вятской губернии. В.В. Андреев писал: «Строй для домры я взял один из употребленных в народе – так называемый "разлад", то есть всего три струны взаимном соотношении в кварту». Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В. Андреева, пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра – пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.

Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижёра Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырёхструнная домра, с квинтовым строем. «Домра Прима» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трёхструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.

Конструктивно домра, как и многие другие струнные инструменты, состоит из двух основных частей: полусферического корпуса и грифа. Основными частями корпуса являются кузов и дека. Кузов формируется путём склеивания семи (реже – девяти) полос дерева – клёпок. Дека закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой. На корпусе находятся кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. По центру деки, ближе к грифу, находятся семь круглых резонаторных отверстий (одно большое и шесть маленьких вокруг). Как правило, их называют «резонаторным отверстием» (для удобства речи), «голосником» или «розеткой». Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий деку от повреждений при игре. Для удобства игры и защиты деки в месте соприкосновения предплечья правой руки с корпусом может быть прикреплён подлокотник.

Между резонаторным отверстием и нижним порожком расположена подставка. Она поддерживает струны и передаёт их колебания корпусу. Гриф вставлен в корпус и закреплён в нём. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплён верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счёт их начинается от верхнего порожка. На домре малой 19-26 ладов, на остальных трёхструнных – около 19. На домре приме 24-30 ладов, на остальных четырёхструнных – около 19. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки. Для игры используются стальные струны, а также синтетические. Звук извлекается при помощи медиатора.

Когда появилась домра? Откуда взялось слово «домра»?

Почему домра считается русским народным инструментом?

История создания инструмента «домра» (доступное для детей).

Описание музыкального инструмента «домра».

Магазин «Четыре Четверти» реализует широкий ассортимент музыкальных инструментов и аксессуаров, звукового и светового оборудования. К примеру, у нас вы можете по оптимальной цене купить домру . Гарантируем отличное качество музыкальных инструментов, быструю доставку и оперативное обслуживание.

0 0

Инструмент домра: описание, история

Данный струнный щипковый инструмент характеризуется овальным корпусом, средней длины грифом. Инструмент домра является частью оркестра народных инструментов. Существует несколько видов:

  • пикколо,
  • малая,
  • басовая,
  • альтовая,
  • контрабасовая.

По количеству струн различают два типа домры:

  • трёхструнная - квартовый строй e1, a1, d2;
  • четырёхструнная - квинтовый строй g, d1, a1, e2, подобный мандолине или скрипке.

По различным источникам, появление данного народного музыкального инструмента приписывают к X и XVI векам. В средние века на Руси домра являлась основным инструментом актеров-скоморохов и народных музыкантов. В XVII веке инструмент домра был запрещён церковными и светскими властями, что привело к его постепенному исчезновению.

В конце XIX века В.В. Андреев, руководитель первого оркестра народных русских инструментов, интересовавшийся различными русскими народными инструментами, нашел изображение домры. Позже Андреев восстановил инструмент по данному изображению. Кроме того, он создал целое семейство домр, схожее с семейством балалаек. Этот инструмент обладает ярким, красочным и самобытным звучанием.

Магазин «Четыре Четверти»: взаимовыгодные условия сотрудничества

Мы предлагаем:

  • Огромный выбор музыкального оборудования и различных аксессуаров.
  • Доступные расценки на различные музыкальные инструменты: от домр и гитар до фортепиано и аккордеонов.
  • Оптимальные условия доставки по Москве (при заказе от 5 000 рублей - бесплатно), возможен самовывоз, а также доставка товара курьером в удобное для вас время.
  • Высокое качество продукции. Товары проходят строгий контроль качества и при необходимости отправляются на дополнительную предпродажную подготовку в специальный цех.
  • Скидки, акции, специальные предложения и сезонные распродажи.

Желаете на выгодных условиях купить такой инструмент, как домра? Сделать это быстро и комфортно можно, связавшись с сотрудником магазина по контактному телефону или же просто оформив заказ на сайте.