История бандонеона. Бандонеон — музыкальный инструмент — история, фото, видео Бандонеон аргентинское танго

Бандонеон и концертина. .. Их возникновение неразрывно связано с тремя немцами, каждый из которых мог бы претендовать на «пальму первенства»
Это - инструментальный мастер и кларнетист Карл Фридрих Улиг из Хемница / Carl Friedrich Uhlig (Chemnitz) , сконструировавший в 1834 году первую немецкую концертину, и ничего ещё не знавшего об изобретении и исследованиях английского учёного-физика сэра Чарльза Уитстона / Charles Wheatstone, который исследуя акустику создал в 1829 году новый музыкальный инструмент предшественник английской концертины. Правда это была ещё далеко не концертина , как мы её себе представляем, а только лишь металлическая коробочка с голосами без меха с овальным мундштуком и названная им "Симфониум". По этому описанию, на мой взгляд, запатентованный инструмент больше походил на чем на концертину. Генрих Банд

из Крефелда / Heinrich Band (Krefeld) - учитель музыки и торговец музыкальными инструментами имя которого и дало название новому инструменту, и наконец - Карл Фридрих Цимерман из Карлсфельда / Carl Friedrich Zimmermann (Carlsfeld) , начавший в 1849 году производство первых бандонеонов. Существуют несколько правдоподобных версий создания этого музыкального инструмента сыгравшего столь значительную роль в развитии и распространении жанра танго в начале 20 века, но

Не оставляет сомнений то, что бандонеон и концертина возникли на немецкой земле и бандонеон представляет собой её усовершенствованный и улучшенный вариант

Также достоверно известно что слово бандонеон произошло от имени Генриха Банда / Heinrich Band,

учителя музыки из города Крефелд / Krefeld, учившегося предположительно в 1840 году в Хемнице игре на концертине у Фридриха Улига.
Как выглядит и звучит простейшая 20- кнопочная концертина вы сможете увидеть на этом Video

Английская концертина. Вот так звучит ирландская музыка

Григораш Динику - "Жаворонок" Валентин Осипов (Концертино) и трио "Академия" - Владимир Ушаков, Светлана Ставицкая, Сергей Лихачев

Генрих Банд сам ничего не изготавливал, а покупал в Богемии / Böhmen (сейчас это территория Чехии) и Саксонии /Sachsen производимые там концертины, переделывал их, улучшая механику и увеличивая диапазон. Эти инструменты продавались под названием – бандион / Bandion исключительно в его магазинчике, который он унаследовал от своего отца, и их диапазон увеличился благодаря ему сначала до 64, а позже до 88 звуков ( имела тогда только 54 звука). Таким образом уже в 1846 году появились инструменты со 100 звуками, которые нашли применение в городском оркестре, и всё это - на 3 года раньше чем у Карла Фридриха Цимермана / Carl Friedrich Zimmermann, которому многие приписывают создание бандонеона в 1849 году.
Как появилось название бандонеон ? По этому поводу тоже нет единого мнения. Не оправдались часто цитируемые аргументы что якобы Генрих Банд создал для производства и продвижения своих инструментов „Band Union“ что созвучно слову бандонеон и отсюда мол название инструмента. Мне гораздо ближе другая точка зрения на его происхождение. В то далёкое время инструменты из рода гармоники назывались Аккордионами / Accordion, что от итальянского слова «Accord» и древнегреческого окончания «ion», имеющее мифическое происхождение и переводимое как «нечто находящееся в движении». Движение... – это наверное не только необходимость постоянного движение меха, но и то, что инструменты применялись в основном в движении, во время ходьбы, шествий, процессий, на них играли в основном стоя и держались они за счёт шейного ремня который крепился за проушины к середине меха. Названия Аккордион и концертина - были к тому времени известные, хорошо звучащие бренды, а вот новый инструмент так и не имел красивого названия. Его называли «Аккордион нового типа» или просто «гармоника». И вот тогда прибавив к не очень благозвучному «бандион» ещё один слог, получилось – бандонион, а впоследствии поменявшаяся буква i на e окончательно определило название нового инструмента: бандонеон . Генрих Банд продолжал совершенствовать своё детище в результате чего диапазон увеличился с 106 до 112, а потом и до 130 звуков. В 1924 немецкий союз Концертины и Бандонеона установил параметры для так называемого «стандартного бандонеона» - 72 кнопки и 144 звука.
Бандонеон очень быстро стал известен и популярен далеко за пределами Германии и в 19 векe с моряками и переселенцами попал на Американский континент, где в Аргентине получил поистине свое новое рождение. Из-за своего малого веса и размера, небольшой цены, универсальности он прочно обосновался в борделях и пивных громадного и бурлящего Буэнос-Айреса, зазвучал на его улицах и в подворотнях, постепенно вытесняя из ансамблей духовые инструменты особенно флейты.
Южноамериканцы предпочитают бандонеоны «Рейнского типа» со 142 звуками. Конструктивные "недостатки" такие как стук клавиш и шум при закрытии меха был воспринят положительно и органично интегрирован в игре на инструменте. Тембр этих инструментов - от резкого до мягкого, от заунывного до таинственного одновременно. Из Аргентины бандонеон вместе с танго триумфально вернулся снова в Европу, обогатившись новым звучанием и игровыми приёмами.

Танго – это та сила, которая, по крайней мере на мгновение, объединяет чужих и незнакомых людей. Этот шепот чувственности осуществляемый через подражание. Танго – это также блеск танцевального зала и шарм преступного мира, великолепие Парижа и дымный полумрак кафе и притонов в Буэнос-Айресе. Танго – это мир утончённых метафор, захватывающий своей меланхолической тоской.

Без бандонеона, изобретённого немцами, аргентинское танго не стало бы наверняка таким, каким мы его знаем - наследием мировой культуры. Это настоящее "фортепиано маленького человека" рождённое в Саксонии, кстати, совсем недалеко от Клингенталя.

В столице Аргентины Буэнос-Айресе в 2007 году есть даже памятник танго - 3,5-метровый стальной бандонеон.

Внутри Германии также отмечался бандонеонный «бум». Уже начиная с 1900 года возникли объединения, оркестры, клубы. Только в 1939 году было зарегистрировано 686 оркестров. Бандонеон стал ведущим инструментом в танцевальных ансамблях.

Позднее бандонеон в Европе и в Германии вытеснился более совершенным аккордеоном, звучащим почти так же, но с гораздо большими исполнительскими возможностями.

На этой записи Richard Galliano играет Арию И.С.Баха на бандонеоне

К сожалению бандонеон в силу исторических причин не получил в России должного распространения и развития, но, тем не менее, нашлись энтузиасты этого инструмента. На этом видео россиянин Александр Митенёв , лауреат конкурсов в Клингентале и в Кастельфидардо 2009 года играет на этом редком для России инструменте.

Ну, и конечно же, самый яркий представитель - Астор Пиаццолла /Astor Piazzolla. Это с его именем, прежде всего, и ассоциируется понятия современный бандонеон . Благодаря ему и его знаменитым композициям, открывшим миру необычайную красоту и разнообразие аргентинских мелодий, танго превратилось в жанр почти классический, перекочевавший из борделей и подворотень в изысканнейшие концертные залы и получившее название Tango Nuevo – новое танго.
Астор Пиаццолла со своим квинтетом исполняет "Милонгу ангелов"

Бандонеон. История инструмента

В мире очень много музыкальных инструментов, характеризующих страны, в которых они стали максимально популярны. Разных видов гармоники во всем мире достаточно большое количество. Взять, к примеру, бандонеон, получивший название в честь своего изобретателя – Генриха Банда, появился в Германии. Здесь инструмент использовался изначально для исполнения церковной музыки.

В конце XIX века бандонеон попал в Аргентину. Появился бандонеон в Аргентине по простой случайности: его привез с собой немецкий моряк, который на берегах Аргентины поменял инструмент на бутылку виски.

С 1880 года бандонеон стали применять в танго-оркестрах. До бандонеона использовались многочисленные инструменты: гитара, флейта, скрипка, фортепиано, но ни один музыкальный инструмент не давал того эффекта, который привнес своими щемящими звуками бандонеон. Инструмент стал главным символом аргентинского танго .

В Аргентине даже есть праздник – национальный день бандонеона, который отмечается 11 июля. Этот день выбран не случайно. Это день рождения виртуозного музыканта в игре на аргентинском бандонеоне Анибала Троило.
Латинская Америка вообще славится любовью к музыке и танцам, поэтому, национальные дни, посвященные музыке - это особая традиция. Так же о популярном бразильском фестивале множество разных историй.

Как звучит бандонеон?


Духовой, язычковый инструмент бандонеон имеет уникальное звучание, благодаря которому аргентинское танго и стало таким популярным и узнаваемым.
Когда воздух в мехах создает колебания металлических язычков, при входе и выходе одной и той же кнопкой может воспроизводиться разная нота.
Характер звучания бандонеона грустный и драматический. Но именно такие звуки дают тот неповторимый эффект, который и заставляет заслушиваться его мелодиями.

Музыкальный инструмент стал очень популярным в оркестрах Аргентины, поэтому в 1930 году немецкий производитель Альфред Алнольд экспортировал бандонеоны в Аргентину в количестве почти 2500 шт.

Играть на бандонеоне несложно тем, кто знаком с игрой на гармони, баяне, аккордеоне. Принцип игры подобен этим инструментам. Однако особенность все-таки существует: на бандонеоне необходимо играть попеременно: сначала правой рукой, а затем левой, таким образом каждая часть музыкального инструмента действует независимо друг от друга, а клавиши могут издавать разные звуки, которые иногда сравнивают со звуками органа.

В чем различия аккордеона и бандонеона?

Игра на аккордеоне подразумевает работу левой руки, благодаря которой нажатием на клавиши, появляются различные звуки. Правая рука во время работы левой, держит определенный набор клавиш, без перебора. Таким образом, игра на аккордеоне получается не сложной и гармоничной. В аккордеоне есть 5 вибрирующих звуков с правой стороны, которые помогают издавать совершенно различные звуки при производстве игры.

Играя на бандонеоне, музыкант с помощью правой руки генерирует только одну ноту, вследствие чего увеличивается сложность игры на инструменте левой. С помощью такой игры можно производить совершенно различные музыкальные партии, которых получается намного больше, чем при игре на аккордеоне. Бандонеон имеет всего 2 вибрирующих звука, которые появляются с помощью нажатия на кнопки. Такие звуки издают принципиально другой, отличный от аккордеона, тембр.

Как играют на бандонеоне?

На бандонеоне играют сидя, опираясь на одно колено и, в отличие от аккордеона, его невозможно перемещать во время воспроизведения мелодий. Кроме того, игра на бандонеоне требует значительной физической силы, так как его мехи раскрываются намного больше, чем у аккордеона.

Также, кроме классического бандонеона, существует еще и:

  • диатонический, издающий немного другие звуки при открытии и закрытии мехов;
  • хроматический, имеющий аналогичное открытие и закрытие мехов, как у аккордеона.

В Аргентине используются только диатонические бандонеоны, которые среди других музыкальных инструментов, признаны настоящими королями.

Основные сведения

Разновидность . Назван так по имени его изобретателя - Генриха Банда.

Поначалу бандонеон использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.

Звук в бандонеоне издают колебания металлических язычков, когда воздух, нагнетаемый мехами во время игры проходит сквозь щели в металлических пластинах. Что интересно — на вдохе мехов и на выдохе одна и таже кнопка бандонеона может играть разные ноты. Кроме того, качество звука можно сделать разным, добавляя в игру колено ноги, на которую кладется бандонеон во время игры. Именно поэтому научиться играть на бандонеоне необычайно сложно.

Разновидности бандонеонов

Бандонеоны различают по числу тонов. Обычно это число колеблется от 106 до 148.

Стандартом является 144-тоновый бандонеон , и именно на таких инструментах играют все профессиональные бандонеонисты. 144-тоновые бандонеоны являются солирующими в танго-оркестрах.

Бандонеон в 110 тонов в основном используется для обучения игре, чтобы начинающему бандонеонисту освоиться с инструментом.

Существуют также специальные и гибридные разновидности бандонеонов , такие как: бандонеон с трубами, бандонеон c-system (русский ), хроматифон, Praktikal бандонеон, бандонеон с фортепианной раскладкой и другие.

Видео: Бандонеон на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

Бандонеон... немецкий инструмент с великой аргентинской судьбой. Неподражаемый голос его и очертания - символы целого направления в музыке XX века. Иррациональный, пронзительный и чуткий музыкальный инструмент.

Существуют разнообразные версии о рождении бандонеона, который вполне можно считать прямым потомком немецкой концертины, достоверно изобретённой Карлом Фридрихом Улигом (Carl Friedrich Uhlig) в Хемнице (Chemnitz) около 1835 года.

Многие сходятся во мнении, что изобретение бандонеона возглавлял немецкий музыкант и торговец музыкальных инструментов Генрих Банд (Heinrich Band), родом из города Крефельда (Krefeld). Известно также, что Банд открыл свой магазин в 1843 году. Предположительно в 1846 году им мог быть продан первый бандонеон.

Духовой инструмент, состоящий из меха, деревянного корпуса и двух клавиатур поначалу был создан для бытового музицирования саксонцев. Считается также, что бандонеон задуман в качестве альтернативы органу, использующемуся в лютеранской церковной службе. Таким образом, бандонеон унаследовал фамилию своего вероятного создателя. Впрочем, встречались и иные вариации: бандонион, банденеон, бандолион, бандолеон, мандолин, мандолеон и другие.

В 1986 году исследователь бандонеона Мануэль Роман (Manuel Roman) предложил особую точку зрения на происхождение инструмента. Он утверждает, что родным отцом-создателем бандонеона был Карл Циммерманн (Carl Friedrich Zimmermann), а вовсе не Генрих Банд. Мануэль Роман основывается на газетном объявлении, данном Генрихом Бандом в 1850 году, в котором сообщается: "Любителям аккордеона: в нашем магазине представлены новейшего производства аккордеоны, существенно усовершенствованной модели, округлой или восьмиугольной формы, с 88 или 104 тонами...". Исследователь замечает, что наименования "бандонеон" в объявлении Генрихом Бандом не употребляется и не утверждается, что "существенно усовершенствованная модель" является его, Банда, собственным изобретением. Господин Роман также добавляет, что нет сведений о существовании в Крефельде тех лет некой фирмы, названием созвучной со словом "бандонеон" (гипотетической фирмы "Band Union"), что Генрих Банд был индивидуальным предпринимателем, не имевшим наёмных работников, способных помогать ему в делах изобретения и производства. Наконец, что Карл Циммерманн в 1849 году представил собственное изобретение, названное им "карсфельдская концертина" (Carlsfelder Konzertina) на Промышленной ярмарке в Париже и то могла быть пресловутая "существенно усовершенствованная модель", рекламируемая Генрихом Бандом годом позже.

Бандонеонных дел мастер Гарри Гюинс (Harry Geuns) предлагает свое объяснение, не лишённое известного изящества. Он говорит, что дошедшие до наших дней традиционные разновидности инструментов, имеют своих собственных отцов-изобретателей: "карсфельдская концертина" происходит от Карла Циммерманна, бандонеон "рейнской раскладки" (Rheinische tonlage) от Генриха Банда, а "хемницкая концертина" естественным образом - от Карла Улига.

Тут надо отметить, что бандонеону выпала судьба не вполне "светского" музыкального инструмента. Астор Пьяццолла говаривал на сей счёт так: "Бандонеон был изобретён в Германии, чтобы аккомпанировать церковной службе, но очень быстро нашёл себя в публичных домах Буэнос-Айреса". Гениальный вульгаризм от Астора...

Первые образцы прибыли в Буэнос-Айрес в конце XIX века, предположительно около 1870 года и при туманных обстоятельствах. Впрочем, любые спекуляции на эту тему имеют под собой логические объяснения. Одни говорят, что бандонеон был завезён в Аргентину немецким моряком. Другие, что то мог быть англичанин или бразильц. Некоторые уверяют, что это был Хосе Санта-Крус, один из солдатов генерала Бартоломе Митре, который возвращался с победоносной войны Тройственного союза, и был первым, кто овладел бандонеоном, выменяв его на одежду и продовольствие у немецкого матроса торгового судна в порту Рио-де-ла-Плата.

Теперь вопрос: почему бандонеон не прижился на немецкой земле и обрёл новую родину в "новом свете"? Один из возможных ответов таков, что новый музыкальный инструмент с весьма тривиальной внешностью просто не мог покорить сердца немцев. И, напротив, лишь в бурлящем "котле" молодой столицы молодое эмигрантское сердце могло вселить душу в небольшой деревянный ящик, наделив его голосом своей молодой Культуры.

Конструкция первых моделей бандонеонов была проще нынешних - то были инструменты с сорока четырьмя или пятьюдесятью тремя кнопками. На бандонеоне играли без сопровождения - для себя, в кругу семьи и друзей. Первым же, кто включил бандонеон в музыкальный ансамбль, был Доминго Санта-Крус, сын уже знакомого нам солдата. Флейты, гитары и скрипки (изредка мандолины и аккордеоны) составили первые ансамбли с участием бандонеона.

Очень скоро бандонеон стал "вытеснять" любые духовые инструменты, в первую очередь флейты, из музыкальных коллективов, более или менее профессионально исполняющих популярную и фольклорную музыку для увеселения. Первыми же "концертными площадками" для бандонеона по-видимому были внутренние пустыри посреди нагромождений ветхих жилищ линеарно спланированного города, которые назывались el barrios.

Постепенно вносились изменения в конструкцию инструмента - получил распространение бандонеон с семьдесят тремя кнопками (тридцать восемь кнопок на правой клавиатуре и тридцать три на левой). Бандонеон становится диатоническим в том смысле, что на "разжим" и на "сжим" меха звучат различные звуки.

По мнению исскуствоведа Оскара Зуччи (Oscar Zucchi) бандонеон обрёл особую художественную особенность - звучание бандонеона при открытии меха блестящее и ясное, а при закрытии звуки приглушены, хриповаты и сварливы. Бесконечная череда блаженства и порока.

Итак, в период между мировыми войнами в Аргентину из Германии были экспортированы десятки тысяч бандонеонов. Монополист, фирма "Alfred und Arnold", так и писала в своих рекламных проспектах - "идеальный инструмент для идеальной интерпретации аргентинского танго".

Танго, конечно, будет постарше бандонеона. Дитя рабов, ровесник джаза. Корни его глубоко уходят в фольклорные традиции африко-американского населения и коренных племён долин и плоскогорий - гаучо. Но в тоже время танго есть и плод европейских музыкальных традиций. Я согласен с композитором Густаво Бейтельманом в его мнении, что танго - суть продолжение традиций венского классицизма (Моцарт, Шуберт, Бетховен etc.). В конце концов нельзя в нём не найти сходства с испанскими хабанерой и фанданго, с итальянской вокальной музыкой, главным образом, неаполитанской.

Но в начале был ритм. Бандонеону было суждено насытить его гармониями своего терпкого баритона и мелодиями пронзительного сопрано. Ансамблевые роли других музыкальных инструментов претерпели в связи с распространениям бандонеона большие изменения. Струнные потеснились. Даже его величество фортепиано заскучало ("А король-то голый!"). Флейты вообще сбежали.

Бандонеон в танго - редкий пример совместной эволюции инструмента вместе с жанром музыки, начатой с чистого листа. Поколения Астора Пьяццоллы ещё не было на свете, когда бандонеон обрёл свои основные художественно-выразительные черты и приёмы игры. Равно как не были ещё задуманы методики игры и не записаны нотами первые пьесы для бандонеона. Преимущественно то были черты и приёмы, воспринятые в среде креольского музицирования. Инструмент и первые самобытные исполнители на нём были взаимно восприимчивы и быстро учились друг у друга.

Поскольку не было ещё компетентных учителей и школы игры, то в среде исполнителей на бандонеоне был даже выдуман особый буквенно-цифровой "шифр" написания музыкальной мысли. Этот шифр нашёл отражение на старинных моделях бандонеонов, все кнопки которых подписаны индивидуальным кодом. Сейчас это кажется анахронизмом, однако сто лет назад немногие музыканты портовых кварталов владели музыкальной грамотой.

(продолжение следует...)

Бандонеон был сконструирован Генрихом Бандом в Креффельде в 1840 году на основе немецкой концертины. Он имеет четырехугольную форму и дает два разных звука при смене движения меха (то есть звуков извлекается вдвое больше, чем имеется кнопок на клавиатуре). Мех многоскладчатый, с двумя перерамками. Наверху каждого перерамка - колечки, за которые завязываются концы шнурка, служащего для поддержки инструмента.

Сначала инструмент имел до 28 кнопок (56 тонов), со временем количество кнопок достигло 72 (144 тона) - этот диапазон клавиатур создан на унифицированной модели в результате многих коллективных усилий и был принят как стандарт. Клавиатура у бандонеона (в отличие от немецкой концертины) располагается в вертикальном направлении, и кнопки размещаются не в четырех, а в пяти рядах. Несколько иное и расположение звуков на клавиатуре.

Бандонеоны строились (как и немецкие концертины) в тональностях соль, ре, ля, ми мажор. Октавное звучание голосов в них бывает двух- и трехголосным (одновременно звучат внутри инструмента два или три голосовых язычка в октаву).

При игре на бандонеоне правая рука продевается под правый, а левая - под левый кистевой ремень; ремни плотно прилегают к кисти при разжиме меха, а при сжиме тыльной стороной кисти упираются в деревянные выступы - колодочки. В игре участвуют на обеих руках по четыре пальца. Большой палец правой руки лежит на рычаге воздушного клапана и регулирует дополнительную подачу воздуха в мех и из меха при игре.

Бандонеон получил в Германии большое распространение. Было создано «Общество любителей игры немецкой концертине и бандонеоне», издавалась даже специальная газета. Бандонеон стал не только любимым инструментом в доме но и в профессиональном музицировании, создается большое количество ансамблей и оркестров. Для ансамблевой игры стали производиться бандонеоны-пиколо (звучит на октаву выше обычного) и бандонеоны-басы (звучат на октаву ниже). Много издается литературы для квартетов и ансамблей бандонеонов.

Учебные руководства и сборники песен и танцев сначала издавались по цифровой системе, затем был осуществлен переход на нотно-цифровую. Для бандонеона издано много различной нотной литературы. Наиболее известные авторы школ и самоучителей - О. Бальман, В. Першман, Ф. Кале. Кроме большого количества переложений, издается много оригинальных произведений В. Першмана, Г. Наумана, О. Бальмана, X. Амброзауса, П. Естеля и других. Известны и виртуозы-солисты на этом инструменте (И. Шрамм, В. Першман, Астор Пьяццола).

В 1926 году Э. Куссеров и Р. Миклиц разработали более удобную систему клавиатур для бандонеона. Их инструменты (получившие название «бандонеона системы Куссерова») имели полную хроматическую гамму звуков, а главное - одинаковое звучание голосов при смене движения меха. Э. Куссеровым была создана школа игры на бандонеонах этой системы.

В наши дни бандонеон продолжает пользоваться популярностью в Германии, где преподавание игры на этом инструменте ведется в музыкальных кружках и школах народной музыки. Бандонеон очень популярен и в Аргентине, где он уже давно считается национальным инструментом. Там бандонеоны делаются трех и даже четырехголосными.